МАОУ "Гимназия №31" г.Перми

Интервью с директором. Поездка в Германию директора гимназии Сериковой Л.В.

В период с 17 ноября по 2 декабря 2012 года  директор гимназии Людмила Владиславовна проходила стажировку в Германии в составе группы директоров образовательных учреждений Российской Федерации, отобранных в каждом федеральном округе по результатам защиты образовательных проектов в рамках  президентской программы  «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования».

Н.Е.: Людмила Владиславовна,  расскажите о программе стажировки.

Л.В.: Поездка была очень интересной и содержательной. Мы посетили разные образовательные учреждения в  Кёльне, Мюнстере, Дюссельдорфе, Кобленце, Боппарте, Висбадене, Арнсберге.  Это были начальные школы, общеобразовательные школы, комбинированные школы, гимназии, колледжи. Учиться немецкий ребенок начинает с 6 лет и поступает в начальную школу «Grundschule» - учебное заведение для детей 6 – 10 лет. Для некоторых детей, это предусмотрено законами каждой федеральной земли, обучение длиться до 12 лет. Далее ученик меняет школу. Он может поступить в одну из  трёх: реальную  «Realschule», комбинированную «Hauptschule», или гимназию «Gesamnschule». Только учащиеся, сдавшие экзамены по программе гимназии, получают возможность поступить в высшие учебные заведения.

Н.Е.: Чем ещё, кроме  наличия школ разного уровня, отличается образование Германии?

Л.В.: Отличия имеются:
  1. Каждая федеральная земля более или менее самостоятельна в определении времени посещения школ, сроков обучения и учебников. Учебные планы и образовательный уровень каждой земли различны. Программы обучения, учебники утверждаются на уровне земельных правительств, причем по каждому предмету одновременно существуют несколько одобренных соответствующим министерством учебников, а учитель волен выбирать их сам.
  2. Сеть дошкольных детских учреждений, по нашим меркам, не совсем удобна. В основном это связано с графиком работы детских садов. Например, садик может работать с 7 до 12 часов дня. Или Вас попросят забирать ребенка на обед и потом приводить обратно. Или, если сад работает до 16-00, то раньше Вы ребенка забрать не сможете. В отличие от наших детских садов, в Германии не ведется дошкольная подготовка детей: садики не относятся к Министерству образования и не имеют соответствующей программы. Воспитатели детских дошкольных учреждений не имеют педагогического образования.
  3. В некоторых школах школьники и учителя первые 15 минут посвящают обмену мнениями. Не везде уроки проводятся в 45-минутном режиме, есть школы, где урок длится 60 минут.
  4. С 3-го класса по 10-й ученики получают отметки по шестибалльной шкале (1 – высшая оценка, а 6 – самая низкая).
  5. Дети с ограниченными возможностями развития обучаются вместе с обычными детьми. Сокращается количество специальных школ для инвалидов.
Н.Е.:  Людмила Владиславовна, поделитесь новыми планами, ведь поездка, конечно, даст старт новым проектам.

Л.В.: А вот с этим я бы не торопилась. Нужно всё осмыслить, обсудить с коллегами. Я уверена, что система российского образования имеет свои преимущества. Сейчас, когда вступил в силу закон РФ о переходе на новые образовательные стандарты,  можно говорить об изменениях системы в сторону деятельностной педагогики, расширения исследовательских и проектных методов обучения, замене традиционного урока иными активными формами. Из всего увиденного в период стажировки я бы выделила  особую работу с начинающими учителями (в течение 18 месяцев молодой учитель считается стажёром и не может работать самостоятельно) и отсутствие объема бумажной работы администрации школы (им и не снились наши отчеты, справки, документооборот, и это вызывает зависть!). А остальное я бы сохранила. Своё лучше.

Н.Е.: Спасибо большое.  Куда собираетесь в следующий раз?

Л.В.: Сперва нужно выиграть очередной конкурс. Очень хочу посетить Китай. Именно за странами Азии будущее.

Интервью подготовила Наталья Евгеньевна Носкова
Главная Новости Интервью с директором. Поездка в Германию директора гимназии Сериковой Л.В.