Светлана САЛЮКОВА: «У нас – коллектив единомышленников»

Создать современную школу, которая не боится экспериментов и готова к новым достижениям, но при этом стабильно выдает высокие результаты обучения и сохранила прекрасный коллектив, невозможно без долгой истории. Такая история у МАОУ «Гимназия №31» города Перми началась в далеком 1936 году. Тогда на улице Генкеля открыли новую школу – №31. В 1976 году старое здание школы закрыли, а учителя и ребята переехали в новое, в растущем и развивающемся микрорайоне Парковом. Сейчас здесь – уже не просто школа, а известная всему городу гимназия №31.

О том, как в гимназии переплетаются традиции и современность, о взаимодействии поколений, особенностях и новых подходах к образовательному процессу, рассказывает директор МАОУ «Гимназия №31» Светлана САЛЮКОВА.

– Светлана Анатольевна, основа любой школы – это ее педагогический коллектив. Поэтому в преддверии Дня учителя хотелось бы поговорить о педагогах гимназии. Коллектив устоялся и сложился, или вы стараетесь обновлять кадры?

– Наши преподаватели – это, в первую очередь, учителя–интеллигенты. Это люди очень образованные, грамотные, увлекающиеся, умеющие понимать юмор и ценящие его, организующие досуг учащихся в едином порыве – в танце, в стихах, в пении. По большей части у нас устоявшийся педагогический состав, есть сотрудники, которые работают в гимназии уже более тридцати лет, которые приходят в школу молодыми специалистами и связывают свою жизнь с ней...

Однако не надо думать, что педсостав у нас «возрастной». В последние пятнадцать лет средний возраст наших педагогов – это 38–40 лет. Любой педагогический коллектив вовсе не статичен и постоянно обновляется. Мы с радостью привлекаем к работе молодых педагогов – одна из особенностей нашей гимназии в том, что, придя к нам на практику после третьего или четвертого курса, молодые учителя остаются работать у нас и после окончания вуза. Важно и то, что и наши выпускники часто выбирают карьеру преподавателя, многие связывают свою жизнь с нашей гимназией или идут работать в другие учебные заведения города.

Здорово, когда в коллективе появляется молодежь. С одной стороны, она учится у старшего поколения, с другой – более опытные педагоги получают от них новые идеи. То есть происходит взаимное обогащение знаниями.

– А конфликта поколений между старшими педагогами и вчерашними студентами не возникает?

– Нет, конечно. Плюс нашей гимназии в том, что здесь каждый может осознать свою значимость. Опытные сотрудники на начальных этапах выступают наставниками для только пришедших в наш коллектив ребят. Наша школа – это прекрасная площадка для обмена опытом, дающая возможность вырасти, причем как по вертикали, так и по горизонтали, например, до руководителя проектов, заведующего кафедрой.

Кроме того, идя в ногу со временем, мы все–таки стараемся соблюдать наши гимназические традиции. Зачастую это традиции, которых не передать на бумаге, некий дух нашей школы, который родился много лет назад. Носителями таких традиций, как правило, выступают педагоги старшего поколения, молодежь же старается их подхватывать и продолжать. «Душа школы», конечно, наши педагоги – ветераны труда, которые когда–то сами окончили нашу школу, а потом остались в ней преподавать. За примером далеко ходить не надо – настоящая школьная легенда, «времен связующая нить» – это Эмилия Владимировна Масленникова. Такие учителя стали неким мостиком из прошлого в настоящее, под их влиянием многие ребята, учившиеся в школе в девяностых–двухтысячных годах, пошли работать в педагогику. Отрадно, что и сейчас наши выпускники выбирают путь учителя: в этом году было два целевых направления от гимназии в педагогический университет.

Еще наши учителя – пример для подражания у ребят. Не только те, кто работает в школе сейчас, но и наши ветераны. Например, Светлана Владимировна Захарова всегда была идеалом для учеников в манере одеваться, в умении себя преподносить. Потрясающая женщина! И в ней живет та самая внутренняя культура, которая несет в себе интеллигентность и любовь к знаниям.

– Как именно делитесь опытом и инновационными наработками? От учителя к учителю или всем педагогическим коллективом?

– Мы практикуем встречи с нашими учителями в неформальной обстановке, вместе обсуждаем возникающие проблемы и предложения. Они высказывают свою позицию, предложения. А мы со стороны административной команды анализируем эти предложения, смотрим, что можно улучшить или изменить, как развивать коллектив, чтобы наше учебное заведение оставалось брендовым.

Замечу, что наша гимназия всегда пользовалась спросом и у детей, и у родителей. Мы очень конкурентоспособны и востребованы. Бывают случаи, когда ученики других школ вместо лицея или колледжа приходят к нам и после девятого класса. Причем делают они это осознанно.

Сложившееся в гимназии сочетание устоявшихся традиций и новых ярких идей от молодых педагогов вместе и дают высокие результаты, которых ежегодно добивается школа. А отказываться от всего, разрушать и только потом строить на пустыре что–то новое, на наш взгляд, нельзя, необходимо искать пути совместить уже устоявшиеся способы обучения и современные тенденции и подходы. Мы встречаемся с нашими ветеранами, приглашаем их, чтобы они чувствовали свою значимость. И наши молодые педагоги, видя такой пример, осознают престижность профессии.

И, как это ни парадоксально звучит, одна из наших традиций – это инновационность. Наши педагоги, помимо того, что они интеллигентные, высоконравственные, духовно развитые люди, всегда первыми шли за инновациями, подхватывали новые учебные программы, методики преподавания, проекты в образовании. Мы стараемся собрать все то новое и интересное, что появляется в нашей отрасли, выбрать наиболее качественные и интересные и эффективные подходы к образованию и использовать их в работе гимназии. У наших учителей эта смелость, поиск лучших и наиболее эффективных решений были всегда – гимназия отказалась от шаблонного обучения буквально с первых ней своей работы.

– Сегодняшний учитель гимназии – что это за человек? Чем он особенный?

– Современный учитель – это не только знания и умения, это и личностные качества, и умение взаимодействовать с самыми разными людьми, руководить, организовывать себя и других, планировать. Умение расставлять приоритеты, иначе можно рассыпаться в этой многозадачности. И, конечно же, динамичность и мобильность. И, несмотря на цифровизацию и глобализацию, учитель – это, прежде всего, воспитатель.

Смело могу сказать, что сегодня у нас высокопрофессиональный коллектив, показывающий хорошие результаты. И связаны они, в том числе, с определенной свободой: сейчас школы сами могут выстраивать свои образовательные и учебные программы. И учителя строят их, учитывая специфику учреждения, детей, самих себя. Нет жестких рамок, весь учебный процесс на уроке должен выстраиваться исходя из деятельности ребят, поэтому не может быть два одинаковых урока в двух параллельных классах. 

Особенность современных детей в том, что они не будут делать только так, как им сказали, они будут делать только тогда, когда будут понимать, зачем им это надо. Приказами сейчас много не добьешься. Ребята смотрят на все через призму своего вопроса «зачем?». Они ценят свое личное время, потому что сейчас у детей огромное количество возможностей получать знания, чем–то заниматься вне школы. У них очень высокая занятость, поэтому  разные виды деятельности они оценивают с точки зрения целесообразности.

И мы, когда смотрим с позиций педагогики, тоже думаем: зачем? Стараемся, чтобы было меньше формальных ненужных вещей, смотрим, можно ли что–то сделать по–другому, подойти к процессу образования так, чтобы ребенок вынес из него максимум полезного.

– То есть существует тенденция, что сейчас дети в принципе более осознанно подходят к выбору учебного заведения, будущей профессии, приобретаемых в школе навыков?

– Сейчас наблюдается следующая тенденция: если еще несколько лет назад многие сдавали экзамены, например, по физкультуре, географии по принципу простоты, то последние пару лет дети подходят к выбору предметов уже осознанно. Зайдя в 10–й класс, большинство ребят выбирают в свой учебный план профильные предметы из тех, по которым сдавали ОГЭ. Значит, они четко понимают, куда пойдут после школы и что им для этого нужно.

Мы же, с точки зрения школы, уверены: у ребенка должен быть выбор. Для того и создаем разные пространства, чтобы ребенок мог все попробовать и понять, чего именно он хочет. Поэтому мы организуем профессиональные пробы, ставим проектные задачи, проводим мероприятия, направленные на знакомство с профессиями, проводим профдиагностику. На наш взгляд, чем раньше мы дадим ребенку выйти на какие–то индивидуальные пути обучения, тем глубже он потом погрузится в свою профессиональную среду.

При этом не стоит забывать, что всегда можно сделать шаг назад, изменить свой выбор. У ребенка есть право на ошибку с выбором профессии – и лучше ошибиться раньше, в школе. Можно сменить профиль и перейти «из физиков в лирики» и в 11–м классе, и при этом успешно сдать экзамен и поступить в вуз.

– Новый учебный год только начался, но школа наверняка попробовала уже какие–то инновации. Что нового пробуете в этом году?

– В этом году в пятых классах планируем сформировать группы по изучению математики и английского языка по уровням – с учетом не только рекомендаций учителя, но и личных интересов ребенка. То есть даем детям возможность попробовать как базовый, так и более высокий уровень изучения предмета, олимпиадного характера.

Кроме того, в этом году начинаем реализацию двух больших базовых проектов. Один из них – тьюториал для десятиклассников. О тьюторстве много говорят сейчас, и мы также решили ввести институт наставничества для ребят – но в своем варианте. Основная задача тьютора– помогать ребенку двигаться так, чтобы он мог определиться не только с направлением обучения, но и с будущей профессией. Такая индивидуализация важна, потому что, например, в направлении общественных наук есть много профессий. И уже в десятом классе ребенок должен понимать, в каких олимпиадах или конкурсах ему нужно принимать участие, потому что для поступления в некоторые вузы только высоких результатов ЕГЭ недостаточно – нужны дополнительные баллы.

Есть ребята, которые принимают участие во всем, им все удается, и им в конечном счете сложно сделать выбор. Здесь как раз и нужен тьютор, который поможет понять, какое образование выбрать основным, а какое – дополнительным, что оставить в качестве хобби.

Нами уже разработана зачетная книжка–тьюториал, есть тьюторы по разным направлениям. В первую очередь с наставниками будут работать ребята из тьюторских групп и учащиеся 8–9–х классов, желающие овладеть практическими навыками. Ведь только через деятельность можно понять, твое это направление или нет.

Форматы взаимодействия тьютором и ребят предполагаются самые разные. Например, чтобы дети овладели теми или иными коммуникативными умениями, их будут обучать выступать в TED–формате. Если это физики, часть занятий планируется проводить в Кванториуме и на пермских предприятиях. Биологи интересным для себя направлением выбрали медицину – с ними будут заниматься волонтеры из медуниверситета. Уже второй год сотрудничаем с газетой «Перемена–Пермь». В прошлом году мы участвовали в двух проектах газеты, в этом году зашли сразу в шесть.

Второй большой проект, который мы начинаем в этом году, – «Детский университет» для учащихся пятых–шестых классов. Здесь мы планируем вести внеурочную деятельность в формате факультетов –«Человек», «Техника», «Природа» – в рамках которых детям дается на выбор несколько разных специальностей. Основная задача курсов – ранняя профориентация, а главная задача детей по окончании такого «университета» – выдать некий готовый продукт. Например, если ребенок изучает английский язык и журналистику, это может быть статья на английском языке.

На разных этапах работы группы могут быть смешанными. Занятия же будут проводиться в разных форматах: на предприятиях, на природе, в свободной обстановке. Это не уроки, это совершенно другой уровень взаимодействия с педагогами, получения знаний.

 

– Вы дважды упомянули выезд на предприятия. У школы уже есть социальные партнеры, готовые принять ее у себя?

– Сегодня есть примеры школы, которые «курирует» конкретное предприятие, но это не наша история. У нас много партнеров по разным направлениям. Например, мы тесно сотрудничаем с АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей». Кроме того, сейчас расширяем спектр взаимодействия с ведущими вузами Пермского края.

Для детей из старших классов наше взаимодействие с вузами – мостик в студенческую жизнь. Уже сейчас в качестве системы оценки знаний мы применяем зачетные книжки, организуем семестровое обучение, разные формы контрольных точек: коллоквиумы, семинары. Это давно отработанные форматы, которые помогают ребятам быстрее и проще влиться в студенческую жизнь.

– И все же гимназия – это больше, чем просто школа. Это некое сообщество, содружество. Чувствуют ли ребята такое содружество?

– Нам часто говорят: «Заходишь к вам и чувствуешь – гимназия». С точки зрения эстетики, взаимоотношений так и есть. Мы стараемся формировать гимназическое братство не только на словах. Педагоги – это не просто носители знаний, это, в первую очередь воспитатели. Воспитание идет постоянно не только на уроках – в гимназии много клубов, мероприятий и проектов, в которых можно участвовать на уровне не только школы, но и края. Мы даем детям возможность пробовать, исследовать, выбирать и заниматься тем, что им ближе.

И, что очень важно, мы видим инициативу по созданию гимназического сообщества от самих ребят – внутри гимназии зарождается много разных социальных проектов, которые со временем превращаются в нечто большее.

Например, недавно у наших ребят появилось желание сделать собственную газету, потом – радио, затем – смонтировать видеосюжет. В итоге у нас появился собственный медиацентр «31–й кадр», который работает по разным направлениям: газета, радио, фото– и видеосъемка, ведение социальных сетей и сайта гимназии. И наши ученики занимаются этим не только из простого интереса – они участвуют в журналистских конкурсах. Например, в прошлом году заняли второе место в конкурсе молодежных СМИ, в этом году получили Гран–при краевого конкурса юных журналистов «Взлетная полоса» в номинации «Лучшее молодежное масс–медиа». Расширяется и спектр взаимодействий через участие в краевых проектах: «Школа медиакоммуникаций», «Детское информационное агентство» и  другие. То есть от простой детской идеи наши школьники пришли к значимому результату.

Большое количество наград и у нашего школьного спортивного клуба. У нас есть свои творческие коллективы, военно–патриотический и интеллектуальный клубы, которые также успешно представляют нашу гимназию на различных мероприятиях. А в прошлом году наши гимназисты приняли активное участие в мероприятиях в рамках«Года волонтера». Благодаря тому, что дети попали на проект «Пермский край – территория добра», родилось внутренне движение «Импульс» – теперь наши добровольцы помогают уже не только в проектах гимназии, но и другим волонтерским организациям.

Точно так же развито в школе самоуправление. Наши ученики входят в районный и городской советы старшеклассников. Сейчас мы оформили заявку о вхождении в Российское движение школьников. Такое разнообразие дает детям выбор не только в учебе, но и в общественной деятельности.

– А педагоги как к такой внеклассной занятости относятся? Она не мешает учебе?

– А педагоги в ней участвуют первыми – ведь во главе всех школьных инноваций должен стоять именно учитель. При собеседовании мы обязательно спрашиваем, чем наш будущий сотрудник увлекается, что ему интересно – ведь учитель может показать себя не только в учебной деятельности. Внеклассная работа, кружки, секции, общественные начинания, факультативы – это один из способов развития преподавательских навыков. У нас педагог учится быть руководителем, идеологом, человеком, способным вести за собой и заражать своими идеями – а не просто «урокодателем».

Например, двумя нашими проектами – тьюторством и «Детским университетом» – занимаются два молодых, но опытных педагога, уже имеющих высшую квалификацию. Мы увидели, что у них прекрасные организаторские способности, эти преподаватели прекрасно работают не только с детьми, но и с их родителями. Когда у человека есть желание выйти за рамки преподавания – это очень хорошо.

– То есть можно сказать, что у вас коллектив увлекающихся людей?

– У нас в первую очередь коллектив единомышленников. И я считаю, что такое умение двигаться в одном направлении, к общей цели, искать точки соприкосновения и сглаживать разногласия внутри коллектива, видеть не только свои интересы, но и интересы всей школы – очень важно.

Елена Бардукова

(Газета "Деловой интерес"

https://delint.ru/obshchestvo/13050-svetlana-salyukova-u-nas-kollektiv-edinomyshlennikov.html)

Главная Новости Светлана САЛЮКОВА: «У нас – коллектив единомышленников»