МАОУ "Гимназия №31" г.Перми

УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С 6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ)

Составила воспитатель: Питиримова Т.Н.

Все психологи, работающие с 6-летними детьми, приходят к одному и тому же выводу: 6 –летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником!!!

Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у него преобладает непроизвольная память (так что запоминает главным образом то, что интересно, а не то что нужно запомнить); специфика внимания такова, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10 – 15 минут. Особенности личности 6- летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще не устойчивы и ситуативные, поэтому во время занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиями учителя. Завышенная самооценка, характерна также для большинства детей, приводит  к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки.

Они считают оценку своей работы оценкой личности в целом, и когда учитель говорит: «Ты сделал не правильно», - это воспринимается как «Ты плохой». Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из  - за которых значительная часть детей становится пассивной, бросает начатую работу, или требует помощи учителя.

Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняется как отношением с педагогом, так и на коллективную работу детей на уроке.

Комплексное исследование различных сторон развития  6 – летних детей показало, что они чувствуют себя спокойнее и увереннее – психологически комфортно – при обучение в подготовительных группах детского сада по сравнению с первыми классами школы.  И дело здесь не в том, что благоприятные условия в силу объективных причин смогли создать далеко не во всех школах: приходится превышать оптимальную наполняемость классов из – за отсутствия дополнительных классных комнат и учителей, не хватает помещений для игр и т.д.

Главная причина заключается в том, что детский режим жизни, стиль общения детей со взрослым человеком и между собой отвечает уровню развития психики ребенка – дошкольника. В силу своей социальной нестабильности, трудностей приспособления к новым условиям и отношениям 6 летний ребенок остро нуждается в непосредственных эмоциональных контактах.

Где бы ребенок не обучался в свои 6 лет, учитель и воспитатель должны учитывать его возрастные особенности.  Например, раз 6 –летний ребенок быстро утомляется, выполняет одну и ту же работу, в  классе нужно обеспечить смену разнообразных видов деятельности. Урок из-за этого состоит из нескольких частей, объединённых общей темой. Нельзя давать задания, типичные традиционного школьного обучения – требующие длительного сосредоточения взора на одном предмете, выполнения серий монотонных и точных движений т т.п.  Так как ребенок стремиться все изучить в наглядно-образном и наглядно-действенном планах, большое место должно отводиться его практическим действиям с предметами, работе с наглядным материалом. Благодаря еще неизжитой потребности в игре и напряженно – эмоциональной насыщенности всей жизни 6- летний ребенок значительно лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия.  

Поэтому необходимо постоянное включение в урок элементов игры, проведение специальных дидактических и развивающих игр.

В 6 лет еще не существуют значительные трудности с произвольным поведением: в дошкольном возрасте произвольность только начинает формироваться.

6-летние дети легко отвлекаются от своих намерений, переключаться на то неожиданное, новое, привлекательное. Более того, у этих детей недостаточно сформирован механизм регулирования деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила. Их активность, творческая инициатива не могут появиться в условиях жёстких требований, строго регламентированного общения. И если, например, ребенка порицают за то, что он нарисовал не красное, как требовалось, а зеленое солнце ( по его мнению, зеленое солнце с красными лучами – это красиво), у него вместо понимания школьных правил возникают удивление, обида, боязнь ошибится в следующий раз.

Авторитарный стиль общения с 6 – летними детьми не просто нежелателен – он недопустим.

Что же происходит с ребенком, если он все – таки попадает в формализованную систему школьного обучения, в которой недостаточно учитываются его возрастные особенности? Как показали проводившиеся в школа комплексные исследования, в неблагоприятных условиях часто ухудшается состояния здоровья детей: может, снижается вес, уменьшается количество гемоглобина в крови, снижается острота зрения, появляются головные боли. В связи с ухудшением общего самочувствия ребенок начинает часто болеть. Понижается его и так не высокая работоспособность, что отрицательно сказывается на учении. В отдельных случаях возникает неврозы и школьная дезадаптация.

Интересное в психологическом плане явление было выявлено под руководством Д.Б. Эльконина,  оказалось, что у 6- летних детей в условиях регламентированного общения быстрее, чем в детском саду, формируется умение подчиняться предписанным правилам поведения.  Но при этом он принимает эти правила, но боится их нарушить.  У детей повышается тревожность, снижается уровень эмоционального комфорта. В тоже время  аналогичный стиль общения не приводит к подобному эффекту у большинства 7 – летних первоклассников. Что касается первоначального этапа приспособления к новой школьной жизни, следует отметить: все 6 – летние дети испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически. У некоторых появляются вялость, плаксивость, нарушается сон  и аппетит, другие перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми.  Все они утомляются от перегрузок, которые испытывают в  школе. А утомление приводит к срывам в поведении и капризам. 

Помимо тех общих проблем обучения 6- летних детей, которые здесь были перечислены, встает еще одна проблема, связанная с индивидуальными различиями. Исходя из  определенных теоритических знаний, практический психолог может приветствовать обучение с 6 лет или возражать против него. Но когда в школу приводят конкретного ребенка, он подходит к этому вопросу индивидуально.

 

 

 

Главная О гимназии (2) Структура и органы управления Uncategorised УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С 6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ)